Степановский И.К. Вологодская старина, 1890г.

Источник: Степановский И.К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). Вологда, 1890.

http://www.rusarch.ru/stepanovsky1.htm

И.К. Степановский

Вологодская старина

(историко-археологический сборник)

 

«Познание местностей, особенно девственного Севера, приложенное к преданиям и документам старины, способно озарить наше дееписание светом истины».
      И. М. Строев в отчете своем 1829 г. Императорской Академии наук.

 

 

Город Кадников *[Составлено по сведениям, помещенным в разное время в Вологодских губернских ведомостях]
      (Уездный)
    
      Город Кадников образован в 1780 году из села Кадникова.
      Место, где стоит город, первоначально называлось <Кадниковскою пустошью>.
      В грамоте митрополита Зосимы, данной в 1492 году Григорию Мочалову, Дмитриеву сыну Лыскову при награждении его разными землями и пустошами, между прочим, говорится:>:да Пеньковскою да Кадниковскою пустошью в Вологодском уезде:>.
      Дальнейших затем исторических указаний о местности этой не имеется.
      По местным преданиям в старинные годы близ ныне существующего города стояли обширные леса, служившие притоном разбойникам. Для ограждения торгового пути, пролегавшего через Кадниковскую пустошь, на ней был учрежден сторожевой пост, из которого впоследствии образовалась малолюдная и малоизвестная деревня. Говорят, что жители этого селения занимались выделкой деревянной посуды и, между прочим, производством <кадок>, отчего и деревня получила название <Кадниково>. Герб города Кадникова, в щите которого изображена кадка, подтверждает это последнее предположение.

 

В Кадниковском уезде:
    
      а) ныне находящееся:
    
      Глушицкий, Покровский, мужеск., 3 класса; основан в 1492 г. преп. Дионисием Глушицким, вологод. чудотворцем; настоятел. было игуменское, по временам строительское; ныне - игуменское. Крестьян было 681 душа.
      Лопотов, Богородицкий, мужеск., заштатный; основан в 1426 г. преп. Григорием Пелешемским (от Пелешмы реки), по родов. фамилии Лопотовым; настоятельство было сперва игуменское; с 1764 г. до ныне строительское; крестьян было 293 души.
      Семигородная, Успенская, мужеск., заштатная, общежительная, пустыня, основана в начале XV века иноками Дионисиево-Глушицкаго монастыря. Настоятельство было по временам игуменское, а более строительское. (169). [169) См. Опис. Семигородной Успенской пустыни, сост. Савваитовым СПБ. 1856 г.]
      Спасокаменный, на островe Кубенскаго озера, ныне именующийся Белавинскою Спасопреображенскою пустынею, основан около 1260 г. (170) [170) См. Ист. Росс. Иерарх. Часть IV стр. 327, примеч. Пустыня эта числится ныне в Вологодском уезде.] Настоятельство было сперва строительское, пo временам игуменское и архимандритское до 1764 года; с 1764 г. игуменское. В 1773 г., после пожара, упразднен и штат его переведен в Святодухов монастырь г. Вологды. В 1801 г. возстановлен переведением в него штата Белавинской пустыни, с настоятельством строительским
      б) упраздненные:
      Белавинская, Богоявленская, мужеск. пустыня, на острове озера Белавинскаго; основана преп. Марком, волог. чудотвор. в 1630 году. О настоятельстве неизвестно. В 1764 г. была оставлена заштатною; но в 1801 г. упразднена и приписана к Спасокаменному на Кубенском озере монастырю.
      Александро-Kуштский, Успенский, мужеский; основан около 1420 г. преп. Александром Куштским, вологод. чудотв.; о настоятельстве неизвестно; упразднен в 1764 г. и обращен в приходскую церковь; крестьян было 60 душ. С 1833 г. церковь сия по малоприходству приписана к Белавинской Спасопреображенской пустыне.
      Спасо-Евфимиев, мужеский; основан около 1420 г. преп. Евфимием, вологод. Чудотв.; упразднен в 1764 г.; настоятельство было игуменское; крестьян было 530 душ. Ныне приходская Вознесенская, "что в Евфимьеве монастыре," церковь.
      Катромский, Николаевский, мужеский; основан препод. Онуфрием, вологод. чудотв., в неизвестном столетии; упомин. в 1532 г.; упразднен при штатах 1764 г. и обращен в приходскую церковь, которая после пожара в 1803 г. не возстановлялась; ныне на месте ея часовня. Настоятельство было игуменское, а иногда и строительское (171). [ [171) См. Опис. Семигородн. Успенск. пуст. и упраздн. Катромскаго Никол. мон. состав. П. Савваитовым. С. П. Б. 1856 г. стран. 26-28.]
      Вондожская, Рождественская, мужеская пустынь; время основания неизвестно; упразднена вовсе при составлении штатов в 1764 г. Настоятельство было строительское.
      Цывецкая, Николаевская, мужеская пустынь; время основания неизвестно: упразднена вовсе при составлении штатов в 1764 г.; настоятельство было строительское
      Мокрая, Николаевская, мужеская пустынь; после пожара около 1764 г. вовсе упразднена; настоятельство было строитальское; ныне на месте ея часовня.
      Репная, Спасская, мужеск. пустынь; время освования неизвестно; упразднена в 1764 г.; о настоят. неизвестно; крестьян было 49 душ, ныне приходская Спасопреображенская Pепнопустынская церковь.
      Подольный, Успенский, мужеский; время основания неизвестно, упразднен в 1764 г.; настоятельство было игуменское, крестьян было 182 души, ныне приходская Успенская Подольская церковь.
      Преображенская-Кубеницкая, на острове р. Кубеницы, мужеск. пустынь; основана около 1690 г.; в XVIII столетии запустела вовсе и упразднена еще до штатов 1764 года; на-стоятел. было строительское.
    
      История и описание монастырей и храмов.
    
      В городе Кадникове старинных церквей нет.
      В прошлом столетии сгорела прежняя Никольская церковь со всеми хранившимися в ней документами.
      Существующий ныне Николаевский собор построен в 1802 - 1814 годах.
      Кладбищенская Димитриевская и острожная во имя иконы Всех Скорбящих Божией Матери достроены в половине текущаго столетия.
      Две старинныя церкви, бывшия на месте нынешней кладбищенской, сгорели в 1784 году (172). [172) Сообщ. Е. Кичиным и 1844 г. В. Губ. В.]
    
      Глушицкий монастырь (173).
      [173) Извлеч. из описания 1870 г. В. Е. В.]
    
      Глушицкий, Сосновецкий, Дионисиев, третьеклассный мужеский монастырь находится от г Вологды к северу в 45, от уезднаго города Кадникова в 26 верстах к северо-западу. Глушицким называется от pеки Глущицы, на берегу которой находится; Сосновецким - от стариннаго названия местности, на которой расположен и вместе для отличия от другаго Глушицкаго Покровскаго монастыря, ныне приписаннаго к Сосно-вецкому, но бывшаго некогда главным и находящагося на той же р. Глушице; Дионисиевым - по имени основателя своего Дионисия, Глушицкаго чудотворца. Преподобный Дионисий родился в 1362 году, близь города Вологды; в миpе именовался Димитрием. На берегу pеки Глушицы назнаменовал он место для будущей своей обители и в начаток ея водрузил принесенный с собою деревянный крест и поставил себе келейцу. Спустя несколько времени совершеннаго одиночества, по малу начали собираться братия. "Это было в 1400 году. В то время по берегам Кубенскаго озера имел владения удельный князь Димитpий Васильевич Заозерский. В продолжении трех лет соорудил преподобный церковь во имя Покрова Богоматери. По времени умножившиеся братия начали просить его соорудить другую более пространную церковь. Тогда приступили к сооружению но-ваго храма, также во имя Покрова Богородицы, семь лет спустя по совершении первой церкви, то есть в 1412 году. Так как с течением времени уже слишком многие стекались к Дионисию, нарушали его безмолвие, то пожелал он уединиться. Тайно оставив монастырь, устремился он в пустыню, на полуденную сторону от Покровскаго монастыря, за четыре поприща, обрел он место на берегу той же реки Глушицы. Вековая сосна, обширнаго объема, стояла на этом месте, так что оно прозывалось Сосновцем, и сам начал сооружать церковь во имя ангела пустыни Предтечи; это было в 1420 году. Еще две церкви построил Дионисий: одну за 18 верст, вниз по реке Глушице, на большой реке Сухоне, во имя Воскресения Христова. Другую же церковь соорудил во имя Святителя Николая по просьбе жителей селения Двиницы (174). [174) Все эти три основанныя преп. Дионисием, церкви существуют доселе и пишутся: Леонтиевская, Воскресенская Боровецкая и Троицкая Двиницкая; все приходския.]
      За семь лет до своего преставления блаженный сам себе ископал могилу в пустыне Сосновецкой, где основал церковь во имя Предтечи. Преподобный Дионисий скончался первое июня 1437 года; его жизни было 74 года и 6 месяцев.
      С котораго именно времени в Глушицких монастырях, кроме двух первоначальных церквей упоминаемых в житии преподобнаго, одна - во имя Покрова Божией Матери в Покровской лавре, другая во имя св. Иоанна Предтечи в Сосновецком монастыре, cтала существовать особая церковь во имя самого основателя монастыря, не известно; но более нежели вероятно, что, по причислении преподобнаго Дионисия к лику святых на московском соборе 1547 года, в том же столетии построена была и первая церковь в его имя. Главным или начальственным из двух Глушицких монастырей был Покровский, называвшийся в просторечии "большим монастырем," в отличие от Сосновецкаго. В 1680 году последовало важное для Глушицких монастырей событие. Это было перемещение монастырской братии из Покровскаго монастыря в Сосновецкий.
      До половины XVIII столетия все строения в Глушицких монастырях были деревянныя.
      В 1744 и 1745 годах построена была первая каменная, ныне существующая; соборная церковь в Сосновецком монастаре с двумя престолами: один - во имя Рождества Иоанна Предтечи, другой во имя преподобных Дионисия и Амфилохия, Глушицких чудотворцев. Но после сооружения этой церкви, не было уже в течение стa лет, до сороковых годов настоящаго столетия, воздвинуто в монастырях ни одного каменнаго здания.
      Пространство земли, занимаемой теперь Сосновецким монастырем, представляет правильный четыреугольник. Со всех сторон монастырь обнесен каменною оградою. Ограда строена в 1847 и 1848 годах. Внутри ограды находятся следующия здания:
      1. Соборная церковь во имя преподобных Деонисия и Амфилохия. Церковь эта каменная, двуглавая, в южной половине соборной церкви престол один - во имя преподобных Дионисия и Амфилохия, Глушицких чудотворцов. В нижнем ярусе иконостаса находится между прочими местная икона преподобных Дионисия и Амфилохия, в молении пред Казанскою иконою Богоматери, а на преподобных венцы медные, посеребренные. Письмо иконы древнее. На пономарской двери изображение благоразумнаго разбойника, которое по письму, можно относить к XVI столетию; дверь эта составляла принадлежность древняго иконостаса. За левым клиросом в этой церкви, в четырех шагах oт северной стены, почивают под спудом мощи преподобных Дионисия и Амфилохия. Общая рака над ними деревянная, покрытая золоченою резьбою по голубому фону. Она устроена, как свидетельствует надпись на ней, в 1740 году, На раке возложены иконы обоих угодников. За правым клиросом в этой церкви помещается икона - предмет особеннаго внимания археологов - Знамения Божией Матери с двумя по сторонам огненными серафимами; ширина иконы 13/4 арш., вышина 1 арш. По преданию она писана преподобным Дионисием Глушицким; венцы на Божией Матери и Спасителе и два полувенца на серафимах из не пробнаго серебра. В северной половине соборной церкви, в нижнем этаже находится теплый храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Все иконы в этом иконостасе новаго письма. Но в других местах храма есть и древния, между которыми замечательна помещающаяся за левым клиросом большая старинная икона преподобнаго Дионисия и Амфилохия в молении Спасителю. На оборотной не крашеной стороне этой иконы сделана надпись чернилами старинною скорописью: "сему образу молится Глуцкаго Монастыря слуга Иван Давыдов сын Мотырев." В верхнем этаже севернаго отделения соборной церкви холодный храм во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. Из икон этого иконостаса замечательна по древности находящаяся по левую сторону пономарской двери у северной стены икона Покрова Божий Матери, мерою 2 арш. вышины и 11/2 арш. ширины, с двумя венцами из непробнаго серебра; она, по преданию, написана преподобным Дионисием Глушицким.

2. Надвратная Входоиерусалимская церковь. Все иконы в ней новейшаго письма. Прямо к югу от соборной церкви находится каменный настоятельско-братский двух-этажный корпус, в верхнем этаже устроена домовая церковь с ризничною при ней палаткою. Престол в ней во имя трех вселенских святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Иконы все новыя. Деревянная, бревенчатая, четыреугольная часовня над колодцем, ископанным, по преданию, Дионисием. Внутри ея несколько старинных икон из сосновых брусьев креста, на котором вырезан от сотворения мира 7110 (1602-й от Р. X.). Об этом кресте есть предание, что он сделан из остатков той огромной сосны, существовавшей во время преподобнаго Дионисия, от которой самая местность прозвана Сосновцем. В ризнице монастырской из наиболее замечательных по древности предметов заслуживают упоминая: из крестов напрестольных первый 1605 года, украшен по местам восмью разноцветными камнями, по краям обложен жемчужными средней величины зернами числом 285; на нем под Распятием вычеканено изображение преподобнаго Дионисия Глушицкаго; на боковых сторонах вырезана надпись.
      В четырех верстах от Сосновецкаго монастыря к северу, в той же Глушицкой волости, на возвышенном берегу р. Глушицы, находится приписанный к нему Покровский Глушицкий монастырь, бывший некогда главным. В настоящее время в Покровском монастыре находятся следующая здания: 1. Церковь каменная, одноэтажная, одноглавая в связи с колокольнею, длиною 12, шириною б сажен; строена в 1841 и 1842 годах при архимандрите Ионе. В ней три престола: а) в холодном, восточном отделении ея престол во имя Покрова Божией Матери.
      Предалтарный иконостас старинный, четырехъярусный с золочеными колоннами. Из икон в нем замечательны древностию письма: храмовая Покрова Божией Матери, преподобных Дионисия и Амфилохия и Божией Матери всех скорбящих. Стены и своды в этом храме украшены живописью при архимандрите Иoне; полы деревянные, крашеные.- б) В западном теплом отделении церкви два престола: на южной стороне - во имя св. Николая Мерликийскаго, на северной во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
      2. Церковь деревянная, одноэтажная. Построена в 1840 и 1841 годах. Престол в этой церкви один во имя Рождества Христова. Предалтарный иконостас трехъярусный старинный с золоченою резьбою. В этой церкви находится деревянная гробница преподобных Макария и Тарсия, учеников преподобнаго Дионисия, местно почитаемых святыми; на гробнице возложена древняя схима, принадлежавшая, по преданию, этим преподобным, на которой вышиты разными шелками изображения херувимов, церкви о четырех главах и смерти с косою. В паперти этой церкви обращают на себя внимание, как остаток древности, три деревянные цилиндрической формы подсвечника, вышиною по полтора аршина, расписанные с верху донизу травами и цветами на яичном левкасе.
    
      Лопотов монастырь. (175)
      [(175) Извлеч. из описания Н. Суворова 1875 г. Вологод. Епарх. Вед.]
    
      Лопотов Богородицкий, заштатный, общежительный мужеский монастырь находится в кадниковском уезде, на левом берегу реки Пельшмы, впадающей в Сухону, разстоянием от г. Вологды на северовосток по большой архангелогородской дороге (в сторону от этой дороги две версты) в 42 верстах; от уезднаго г. Кадникова, на югозапад, в 7 верстах. Лoпотовым называется по родовой фамилии своего основателя, преподобнаго Григория, Богородицким до главному храму обители во имя Собора Богоматери.
      Преподобный Григорий родился около половины XIV столетия в городе Галиче из боярской фамилии Лопотовых.
      В 1426 году преподобный соорудил церковь во имя Пречистый Девы, честнаго Ея Собора. В 1430 году когда князь Димитрий Шемяка наступил ратию на город Вологду, вооружившись христианским мужеством, преподобный Григорий взял свой посох и пошел к нему с обличительным словом; разгневался князь за смелую речь отшельника и велел сбросить его с моста; преподобный разбившись почти до смерти, несколько часов, пролежал как мертвый, потом встал и окружавшим его предсказав, что Шемяка будет побежден, возвратился в пустыню свою. Преподобный предал чистую душу Богу сентября в 30 день 1442 г. После блаженной кончины преподобнаго Григория, основанная им обитель непрерывно сохраняла свое существование до настоящаго времени. До половины 18 столетия все строение в ней было деревянное.
      К памятным событиям в истории Лопотова монастыря относятся:
      1. Раззорение его в 1612 году поляко-литовцами и русскими ворами.
      2. Большой пожар 1683 г. При этих двух бедственных случаях конечно много погибло монастырских древностей.
      Со всех четырех сторон монастырь обнесен каменною оградою. Каменная ограда строена с 1855 по 1860 год. Внутри ограды находятся следующия здания: 1) Церковь соборная каменная, одноэтажная, теплая, во имя Собора Пресвятыя Богородицы, строенная около половины 18 столетия. К южной стене этой церкви примыкает придельный храм во имя Усекновения Главы Предтечи. Предалтарный иконостас в Бого-родицкой церкви столярный, пятиярусный, с золоченною резьбою. Из икон в этой церкви замечательны:
      а) Образ преподобнаго Григория Пельшемскаго, находящийся за правым клиросом, мерою 11/2 арш. вышины и 11/4 арш. ширины, весьма древний, но с признаками поновления.
      б) Складни деревянныя, состоящия из трех частей, имеющих верхи остроконечные, вышиною каждая часть 2 четверти аршина, шириною 11/4 четверти. На средней части писана икона Божией Матери Неопалимыя купины, на двух прочих помещены изображения, олицетворящия песнь: "Достойно есть": Предание говорит, что эти складни пожертвованы в обитель преподобным Дионисием Глушицким и писаны его кистью; оне помещаются на одном из каменных столбов, отделяющих Богородицкую церковь от Предтеченскаго придела. В приделе Усекновения предалтарный иконостас столярный, двухъярусный. Иконы здесь письма не древняго.
      2. Церковь холодная во имя Григория Пельшемскаго чудотворца. Предалтарный иконостас в этой церкви пятиярусный. Из местных икон этой церкви замечательны, - по правую сторону царских врат: а) икона Вседержителя с припадающими к нему многими российскими святыми, весьма древняя; б) икона храмовая преподобнаго Григория Пельшемскаго с житием, весьма древняя. По левую сторону царских врат: а) икона Божией Матери Одигитрии, очень древняя; б) икона Усекновения Главы Предтечи с житием весьма древняя; в этой церкви, близь северной стены, почивают под спудом мощи основателя обители преподобнаго Григория. Рака над ним обложена медными, чеканными посеребренными, по местам вызолоченными листами; на раке возложен образ препод. Григория. При раке хранятся железныя вериги, железная полумантия и железная-же колчатая рубашка преподобнаго Григория. В небольшой паперти при этой церкви, на право от входа, вделан в стену высеченный из белаго камня четвероконечный, почти равносторонний, крест, имеющий вышины 11/2 арш., ширины 1 аршин; на нем вглубь изсечены слова: Ис. Хс. Царь Славы, Ника. О происхождении и значении этого креста ничего неизвестно.
      В ризнице хранится, как предмет древности, старинный надгробный покров на paку преподобнаго Григория, из голубаго атласа с изображением этого угодника, шитым разноцветными шелками. В библиотеке монастыря разных книг церковнослужебных и духовнонравственнаго содержания до 140 наименований.
      Из древних письменных документов и актов в архиве обители ничего не сохранилось. Монастырю принадлежит в разных местах четыре часовни. Из деревянных часовен одна близь монастыря, за р. Пельшмою; местное предание относит начало этой часовни и при ней колодца ко времени самаго основания обители.
    
      Семигородная Успенская пустыня и упраздненный Катромский Николаевский монастырь.(176)
      [(176) Из описания П. И. Савваитова. СПБ, 1856 о том же см. В. Е. В.
      1870 г. №№ 6 и 7.]
    
      Семигородная Успенская заштатная общежительная мужеская пустынь находится в кадниковском уезде разстоянием от губернскаго города Вологды к северу в 70-ти, от уезднаго Кадникова к северозападу в 30-ти.
      Семигородная пустыня получила свое название от бывшей здесь Семигородской волости, а самая волость от семи селений, которыя были расположены на семи небольших горах и с прилежавшими к ним полями отделялись одно от другаго изгородями. Успенскою же называется пустынь по храму Успения Пресвятыя Богородицы.
      Первоначальная Успенская церковь в Семигородской волости, или на семи горах, основана в начале XV столетия иноками Дионисиева Глушицкаго монастыря и, может быть, с благословения самого преподобнаго Дионисия, потому что находяшияся здесь чудотворныя иконы Успения Пресвятыя Богородицы и Иоанна Предтечи писаны преподобным Дионисием. Когда же от великой моровой язвы, опустошавшей страну вологодскую в XV столетии, вся Семигородская волость вымерла, то и церковь Семигородская осталась в запустении. В таком положении находилась она и после литовскаго раззорения, о чем в писцовых книгах письма и меры Федора Вельяминова Воронцова да дьяка Савина Завесина, описывавших Заозерскую половину Вологодскаго уезда в 1628 -1630 годах, написано: "волость Семигородская, а в ней погост Успенской, а в нем церковь во имя Успения Пречистыя Богородицы древяна, клецки, стоит пуста, без пения от литовскаго раззоренья; церковное и всякое строение тоеж Семигородской волости крестьян; три места дворовых пусты церковных причетников; да к погосту ж церковные земли пустошь Карповская, а в ней пашни перелогу и лесом поросло; середние земли восемь четвертей в поли, а в дву потому ж, сена шесть копен, лесу непашеннаго три десятины". Вскоре после сего одна старица московскаго Новодевичья монастыря, по имени Иулиания, из рода белозерских дворян Медведевых, лежавшая в разслаблении три года и чудесным образом изцелевшая пришла, по указанию свыше, в Семигородскую пустынь; здесь нашла она только ветхую деревянную церковь, возобновила ее, построила при ней келлии и жила здесь до самой своей кончины с несколькими сестрами в об-щежитии.
      После старицы Иулиании, в 1643 году приняла начальство над сестрами старица Мариамна.
      Со времени основания Семигородной пустыни до половины XVIII столетия все строение в ней было деревянное; строитель Феофилакт I положил начало каменным зданиям в 1853 г.
    
      Достопримечательные предметы.
    
      Внимание благочестивых и любознательных посетителей Семигородной пустыни представляются следующие достопримечательные предметы:
      1. Чудотворная икона Успения Божией Матери, написанная преподобным Дионисием Глушицким и, по имени пустыни, названная Семигородною. Величина ея, в длину 1 ар. 1 3/8 верш., а в ширину 11 5/8 вер. На створах, по сторонам ея, изображены архангелы Михаил и Гавриил. Вокруг, на особенной деке вверху - Пресвятая Троица, и несколько пониже - Божия Матерь в славе; с левой стороны - святители: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; с правой - Петр, Алексий и Иона; внизу - Зачатие, Рождество, Введениe во храм и Покров Пресвятыя Богородицы. - В благодарное воспоминание заступления Божией Матери от холеры, свирепствовавшей в Вологде и ея окрестностях в 1831 году, благочестивые Вологжане украсили сию икону сребропозлащенною ризою; а ризы на Спасителе и Божией Матери вынизаны сплошным крупным жемчугом, между которым сияет несколько мелких бриллиантов и других драгоценных камней.
      2. Образ Св. Иоанна Предтечи, писанный также преподобным Дионисием. Предтеча изображен наклонившимся к правой стороне; перстом правой руки он указывает на небо, а в левой держит свиток, в котором написано: "покайтеся, приближибося царствие небесное." Величина образа: в длину 9 верш., в ширину 7 5/8 вер., риза на нем вся жемчужная с разноцветными камнями.
      3. Казанская икона Божией Матери принесенная в обитель старицею Мариамною; на ней риза из мелкаго жемчугу.
      4. Образ св. Николая мирликийскаго чудотворца, в серебряной ризе, современный иконе Казанской.
      5. Двойной ковчег. Нижний ковчег плоский четвероугольный, с выдвижным ящиком для хранения запасных Св. Даров, устроен на трех ступенях, поддерживаемых металлическим, золоченым изображением облака; по сторонам его изображены на подобие мозаики: потопление фараона, насыщение Израильтян манною, напоение их истекшею из камня водою и изцеление от угрызения змиями; по углам ковчега поставлены с передней стороны на облаке два ангела: один с лилиею, а другой с прозябшим жезлом Аарона; с задней стороны, на особенных подставках, апостолы Петр и Павел; по сторонам ковчега два херувима резные, позолоченые. На верхней деке этого ковчега поставлен другой ковчег, в который вкладывается Евангелие. На передней стороне его виденная Моисеем купина и над нею образ Пресвятая Богородицы именуемый "Неопалимая Купина", окруженный небесною славою; перед образом лампада из позолоченой резьбы, с тремя подсвечниками, утвержденная на нижнем облаке. С задней стороны на дверцах образ архистратига Михаила с пламенным мечом и щитом, перед ним железный, обитый золоченою резьбою, семисвещник. Внутренность ковчега обита малиновым бархатом. На верхней части этого ковчега хрустальное изображение моря, с надписью на передней стороне: "и слово плоть бысть и вселися в ны"; вокруг моря, на резных позолоченных облаках, гусли, царские венцы, финиковыя ветви и курящиеся фимиамы, упоминаемые в Апокалипсисе; на углах четыре апокалипсическия животныя; выше - на книге, запечатанной семью печатями и поддерживаемой херувимами, хрустальное изображение Агнца в том виде, в каком взимается он из просфоры, осеняемое Духом Святым, сходящим от Отца, изображенного в сиянии. На верху всего поставлен в резном позолоченном сиянии прозрачный, из драгоценнаго камня, крест Огненнаго цвета. С моря до нижней ступени написано: "вы бо есте церкви Бога жива, якоже рече Бог; яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и Tии будут мне людие. Темже изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся: и Аз приму вы: и буду вам во Отца, и вы будете мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель. Ситцева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии." Украшающие ковчег образа Неопалимыя Купины и архистратига Михаила писаны известным художником В. Л. Боровиковским.
      Катромский Николаевский мужеский монастырь находится в кадниковском уезде, разстоянием от г. Вологды на северо-восток в 105 верстах, при озере Катромском, по которому и получил название Катромского, а по церкви во имя святителя и чудотворца Николая назван Николаевским. Он основан преподобным Онуфрием, котораго и мощи здесь почивают; но когда именно - неизвестно.
      До 1869 года единственным памятником Катромскаго монастыря была деревянная часовня, устроенная на том самом месте, где стояла сгоревшая Николаевская церковь.
      В 1867 году, часовня эта обращена была в церковь с престолом во имя святителя Николая мирликийскаго. В 1868 году, близь означенной часовенной церкви построена каменная пятиглавая, двухэтажная церковь во имя святителя Николая мирликийскаго. Церковь эта, в которую престол и антиминс перенесены из упомянутой часовенной церкви, а иконостас из Николаевскаго храма (что в нижнем этаже главной церкви) Семигородской пустыни, освящена в 1869 году.
    
      Богоявленская Белавинская пустыня и Александро-Куштский монастырь (177).
      [(177) См. Н. Суворов Вол. Епарх. Вед. 1871 г.]
    
      Белавинская Богоявленская пустыня получила свое название от небольшаго озера, называющагося Белавинским и от главнаго храма своего во имя Богоявления Господня.
      Остров на котором устроен монастырь находится в кадниковском уезде, в Задносельской волости. Начало этого монастыря положено в 1630 году. Упразднен при штатах 1764 года, а в 1801 году приписан к Спасопреображенской Белавинской пустыне. (178) [(178) См. г. Вологда с уездом в этом же отделе.]
      В настоящее время в нем существуют следующия здания: а) две церкви, - деревянная, старинная, с шатровым верхом во имя Происхождения Честных Древ и каменная одно-этажная во имя Богоявления Господня; б) каменный двух-этажный корпус.
      Александро-Куштский монастырь находится в кадниковском уезде, от г. Вологды к северу в 40, от г. Кадникова в 435 от Спасопреображенской Белавинской пустыни к востоку в 8, от кубенскаго села Устья в 4 верстах; расположен на правом низменном берегу реки Кушты, за две версты от впадения ея в реку Кубену и за одну версту от вте-чения этой последней в озеро Кубенское.
      Монастырь этот основан в начале XV столетия преподобным Александром, современником преп. Дионисия Глушицкаго. В 1764 г. он упразднен и обращен в приходскую церковь. В этом состоянии Александро-Куштская церковь находилась до 1833 года, в котором сделана безприходною и приписана к Спасопреображенской Белавинской пустыне.
      Ныне в этом монастырь две церкви:
      1) Деревянная во имя Успения Богоматери, старинная, строенная около половины XVI столетия. В высоком иконостасе этой трехсотлетней церкви сохранилось несколько икон, носящих печать глубокой древности; таковы иконы: Успения, Святителя Николая, Св. Троицы, Воскресения Господня (в виде сошествия во ад) и некоторыя другия.
      2) Каменная двух-этажная, построена в 1835 г. В нижнем этаже престол во имя Св. Николая Мирликийскаго. В верхнем престол во имя Преп. Александра Куштскаго; на месте леваго клироса под балдахином устроена медная посеребрянная гробница преп. Александра.